Главная > Оффшорная библиотека > Оффшорные компании

Изменения в законодательстве Британских Виргинских островов

Правительством Британских Виргинских островов (БВО) подготовлен проект изменений в Закон о компаниях международного бизнеса (IBC Act). (Эти компании более известны как "офшорные", хотя законодательство БВО такого термина не использует.) Суть изменений сводится к тому, что на операции с предъявительскими акциями компаний накладываются серьезные ограничения, и, кроме того, компании должны будут хранить в своем зарегистрированном офисе на БВО реестр директоров. Эти изменения стали отражением всемирной тенденции по повышению "прозрачности" корпоративных структур. Она объясняется, прежде всего, мощным давлением на офшорные зоны со стороны развитых стран, в частности, США, и международных организаций, таких как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ФАТФ (Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов). Ранее подобные изменения в отношении предъявительских акций были приняты и в некоторых других офшорных зонах (например, Невис), а кое-где такие акции были вообще отменены (например, Багамские острова). Можно ожидать, что этот процесс будет продолжаться и далее.

Поправки пока не вступили в законную силу. Возможно, потребуются изменения в некоторых других законодательных актах, прежде чем это станет возможным. Тем не менее, вскоре "правила игры" на БВО, по-видимому, все же изменятся. При этом существующим офшорным компаниям будет предоставлено определенное время, чтобы выполнить требования нового законодательства.

Рассмотрим подробнее эти законодательные новшества, а также следующие из них практические выводы

1. Акции на предъявителя
- Увеличение регистрационных и ежегодных пошлин

Вновь регистрируемые компании, уставные документы которых разрешают выпуск акций на предъявителя, будут платить регистрационную пошлину в размере 1000 долл. США. В настоящее время все компании с уставным капиталом до 50000 долл. платят регистрационную пошлину в размере 300 долл.

Ежегодная пошлина для компаний, уставные документы которых разрешают выпуск акций на предъявителя, также составит 1000 долл. (против нынешних 300 при капитале до 50000). Для существующих компаний это положение не вступит в силу до 31 декабря 2004 г. До этого времени они, если не хотят платить повышенную пошлину, должны внести изменения в уставные документы, запрещающие выпуск акций на предъявителя.

- Иммобилизация

Все вновь регистрируемые компании, выпускающие акции на предъявителя, должны будут передавать эти акции на хранение некоторым лицам, которым законом разрешено выполнять данные функции ("хранители").

Существующим компаниям дается время до 31 декабря 2004 г., чтобы либо погасить все существующие предъявительские акции и заменить их именными, либо передать их хранителю.

Рассматриваемые нами поправки упоминают два возможных класса хранителей. Они определяются как описанные в разделах 50(a) и 50(b), соответственно, Закона о комиссии по финансовым услугам. Но, увы, в этом законе таких разделов нет! Очевидно, для вступления поправок в силу придется прежде внести поправки и в этот закон.

Предполагается, что законом будут введены два типа хранителей: "уполномоченные" и "признанные".

"Уполномоченными хранителями" будут считаться компании, имеющие банковскую или трастовую лицензию на самих БВО. Пока неясно, станут ли "уполномоченными" владельцы ограниченной трастовой лицензии, или только генеральной. В принципе, хранителем может быть зарегистрированный агент компании. Однако далеко не все зарегистрированные агенты на БВО имеют генеральную трастовую лицензию.

"Признанными хранителями" станут инвестиционные институты или банки из регулируемых юрисдикций (например, из США или Великобритании), определяемые властями БВО. Таким образом, в качестве хранителя может выступать зарубежный банк, например, тот, где компания имеет счет, если этот банк признан властями БВО.

Разумеется, хранитель должен иметь информацию о владельце акций (внесшем их на хранение). Эта информация недоступна широкой публике, но может выдаваться властям на законных основаниях (решение суда).

2. Реестр директоров

Все компании будут обязаны вести реестр своих директоров и хранить его в офисе зарегистрированного агента на БВО. Существующие компании должны будут в течение 12 месяцев составить и передать агенту такой реестр, причем записи в нем должны начинаться не позднее даты вступления в силу нового закона.

Отметим, что реестр директоров, как и реестр акционеров, хранится в офисе зарегистрированного агента, а не в государственном органе. Соответственно, он недоступен для широкой публики. Сведения из него могут выдаваться агентом лишь на строго определенных законом основаниях (таких как постановление суда БВО).

Новые компании должны будут назначать директора (директоров) в течение 30 дней после инкорпорации. Ранее компания могла неограниченно долгое время после своей регистрации существовать вообще без директоров и акционеров ("лежа на полке").

Отметим, что уже в настоящее время закон требует хранения реестра акционеров в офисе зарегистрированного агента. Правда, это требование далеко не всегда выполняется. Но можно предположить, что с введением в силу нового закона и за этим также будут следить строже.

Практические выводы

По существу, введение новых правил обращения с акциями на предъявителя лишает такие акции всякого смысла. Сама суть предъявительских акций состоит в том, что владение акцией удостоверяется именно владением ее сертификатом, а передача акции производится вручением сертификата. Если сертификат находится у хранителя, предъявить или вручить его, в общем-то, не представляется возможным, а можно разве что предъявить документ от хранителя, подтверждающий факт хранения. Таким образом, предъявительская акция превращается в некую странную разновидность именной. К тому же за это сомнительное удовольствие нужно будет платить увеличенную пошлину. Поэтому смело можно предположить, что использование предъявительских акций резко сократится.

Впрочем, в последние годы компании с акциями на предъявителя (из любых юрисдикций) использовать было вообще довольно затруднительно. Такие акции вызывали массу (обоснованных или необоснованных) подозрений у любых государственных органов, банков, торговых партнеров и т.п. Открыть где-либо счет для такой компании в последнее время было не так-то просто. Скажем, кипрские банки, в соответствии со своим законодательством, счета компаниям с предъявительскими акциями (не кипрским, так как на самом Кипре таких акций нет) в принципе открывали, но сертификаты акций заставляли при этом сдавать на хранение в этот же банк (по-видимому, идея "хранения" носилась в воздухе).

Учитывая возможности использования услуг номинальных акционеров и т.п., отказ от использования предъявительских акций далеко не трагичен. Перечислим некоторые практические альтернативы.

  • Регистрация акций на свое собственное имя (в настоящее время российское законодательство не содержит прямых запретов на владение акциями иностранных компаний).
  • Регистрация акция на имя другой (офшорной или неофшорной) компании, в том числе на имя компании с акциями на предъявителя (из другой юрисдикции).
  • Регистрация акций на имя траста. Траст может учреждаться на БВО или в любой другой юрисдикции. Информация о бенефицаре траста, как правило, практически недоступна посторонним.
  • Регистрация акций на имя номинального акционера, владеющего акциями в пользу реального собственника (фактически усеченная форма траста).

Кроме того, можно перевести компанию (с сохранением юридического лица) в одну из офшорных зон, все еще допускающих акции на предъявителя, либо просто зарегистрировать там новую компанию, возможно даже под тем же названием.

Время на размышление (до конца 2004 г.) у владельцев компаний, ранее зарегистрированных на БВО, еще есть, но откладывать решение на последний день не стоит. Если принято решение об отказе от предъявительских акций, надо своевременно внести изменения в уставные документы компании. Подчеркнем, что это надо сделать и в том случае, когда предъявительские акции фактически не выпускались, но тем не менее разрешены уставом (в противном случае придется платить повышенную пошлину).

(Если же принято решение сохранить предъявительские акции, нужно искать для них хранителя, который устроит власти БВО.)

Для внесения изменений в устав следует обратиться в фирму, где компания была приобретена, и совместно с ней предпринять необходимые шаги (составить соответствующую резолюцию, подписать у акционеров (директоров) и отправить на БВО для государственной регистрации). Если у владельца компании по какой-либо причине нет желания или возможности восстанавливать контакты с фирмой-продавцом, он может обратиться в другую фирму аналогичного профиля. (Однако если остались неоплаченными какие-либо счета продавца, то никаких действий с компаний предпринять, скорее всего, не удастся.)

Также надо позаботиться и о составлении реестров директоров и акционеров и отправке их зарегистрированному агенту на БВО (тоже через сервисную фирму).


Возврат к списку





Международные новости
Парламентарии Швейцарии отказались одобрить соглашение банка UBS с властями США Нижняя палата парламента Швейцарской конфедерации отказалась одобрить соглашение между банком UBS и США, которое предусматривало предоставление сведений об американских клиентах кредитно-финансового учреждения. Против одобрения соглашения проголосовало 104 депутата, а 76 человек поддержали соглашение. далее >>
Лихтенштейн подписывает новые налоговые соглашения Члены парламента Лихтенштейна одобрили соглашения по обмену налоговой информацией, которые были представлены им на рассмотрение. далее >>
Налоговики всерьез заинтересовались крупными компаниями Управление налогой службы сосредотачивает служащих на увеличении эффективности проверок. далее >>
Андорра подписывает ряд соглашений об обмене налоговой информацией. Княжество Андорра, после подписания нескольких соглашений по обмену налоговой информацией, будет просить исключение из так называемого черного списка Организации экономического сотрудничества и развития. Андорра подписала последние семь соглашений с Фарерскими островами, Швецией, Норвегией, Данией, Исландией и Островом Гренландия.
далее >>
Великобритания призывает к прозрачности налогообложения крупных компаний. Представители британского Казначейства выступили с новым предложением крупным компаниям, работающим на территории различных стран, которое пока носит рекомендательный характер. Британцы убеждают крупные компании более активно предоставлять налоговую информацию, которая касается уплаты налогов в развивающихся странах.

далее >>
разработка сайта